Взято из открытых источников

Смена правительства в Украине повлекла за собой не только обновление министерского корпуса, но и создание нових ведомств, каким стало и Министерство по делам оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц. В апреле его возглавил Вадим Черныш, работавший ранее главой Госагентства по восстановлению Донбасса. Именно на базе этого органа, а также Госслужбы по вопросам Крыма и Севастополя было сформировано новое министерство. Замминистра был назначен бывший глава Луганской ВГА Георгий Тука.

Говоря о планах деятельности, в министерстве сразу обозначили, что выступают за восстановление социально-экономических связей с Донбассом. Как заявил министр Вадим Черныш: "Мы должны сделать все, чтобы люди находили возможность контактировать друг с другом. Если человек хочет приехать с неподконтрольной территории – он должен иметь возможность чувствовать себя полноправным гражданином…"

Подобная риторика вызвала вокруг нового ведомства немало вопросов. Значит ли это "перезагрузку" государственной политики в отношении Донбасса и Крыма? Какими полномочиями будет наделено ведомство, и чем займется министр? Ведь параллельно с ним в Кабмине еще появилась должность вице-премьера по вопросам АТО и оккупированных территорий.

Лед тронулся?

Ключевым месседжем нового министерства стал отказ от военного пути возвращения оккупированных территорий. Реинтеграция Крыма и Донбасса в Украину, по мнению Вадима Черныша, сегодня напрямую зависит от коммуникаций с этими территориями. Что касается Крыма, то пока в планах тесно сотрудничать с Меджлисом, а также рассмотреть возможность отмены статуса нерезидентов для крымчан. Основное же внимание сейчас собираются уделить Донбассу, сделав упор на возобновление торговых отношений и соцвыплат жителям региона. "Моя позиция на этот счет однозначная. Платить. Если мы интегрируем эти территории и людей в Украину, о чем, собственно, заявляют и президент, и премьер, и что подтверждают миллиарды социальных выплат, то причем здесь экономическая блокада? На временно оккупированных территориях хозяйствуют рубль и российские товары. А люди еще больше отдаляются от Украины", – говорил Черныш.

Радио Свобода
 

Аналогичную позицию занял и новый министр социальной политики Андрей Рева, подчеркивая, что неконтролируемые территории в Донецкой и Луганской областях являются неотъемлемой частью Украины, а их жители имеют право на выплаты, независимо от места регистрации.

Но не все в новом правительстве разделяют такие взгляды. Бывший министр соцполитики, ныне занимающий должность вице-премьера, Павел Розенко фактически опроверг эти заявления, отметив, что говорить о возобновлении соцвыплат будет возможно только после восстановления территориальной целостности Украины.

Следует отметить, что пока право на соцвыплаты имеют те, кто переехал на подконтрольную Украине территорию, постоянно здесь проживает, а также имеет статус и справку временно перемещенного лица (ВПЛ). Однако установленная процедура оформления соцвыплат, особенно после введения пропускной системы в зоне АТО, создает немало сложностей. Как рассказывали в Донецкой ОГА, желающие получать украинские пенсии должны ехать в ближайший подконтрольный Украине город, получить спецпропуск, а также справку переселенца, с чем могут возникать проблемы. После переоформления пенсии человек ежемесячно должен возвращаться на подконтрольную правительству территорию и снимать пенсию. В тоже время из-за отсутствия самого механизма соцвыплат на неподконтрольных территориях участились случаи предоставления фиктивных справок.

В связи с этим, считают эксперты, систему начисления соцвыплат нужно сделать понятной и нормированной, чтобы не возникало мыслей искать обходные пути. "Задача государства - сделать систему начисления выплат понятной и в то же время решить проблему с "фиктивными" справками переселенцев. Один из механизмов - признать готовность государства выплачивать пенсии всем пенсионерам без исключения, без привязки к справке переселенца. А саму справку и статус ВПЛ сделать обязательными только для получения денежной ежемесячной помощи и соответствующих услуг на территории Украины", - заявила в комментарии 112.ua политический аналитик Фонда "Демократические инициативы" имени Илька Кучерива Мария Золкина.

Вопрос торговли

Кроме соцвыплат в новом министерстве заявили о намерении восстановить торговые отношения с Донбассом. "Точка зрения отгородиться колючей проволокой абсолютно деструктивная. В результате ментально мы получим потерю населения, озлобленность людей по отношению к нам. Получим и то, когда, осуществляя выплаты на оккупированную территорию, мы будем субсидировать производственные мощности агрессора", - говорил замминистра Георгий Тука.

Некоторые нардепы подобные заявления Туки расценили как политическую игру. "Не хотелось бы верить, что Тука пойдет на это. Он видел, что там происходит. И уж явно не отстаивает интересы боевиков. Это определенная тактическая игра, правила которой пока не понятны… Мы же с Крымом не торгуем. И с ними не надо", - высказал такое мнение нардеп от "Самопомочи" Лев Пидлисецкий.

Впрочем, не все так однозначно, ведь в Донбассе находятся предприятия, которые имеют стратегическое значение для Украины (например, шахты, где добывают антрацит). На предприятиях работают сотни людей, которые платят налоги и военный сбор в госбюджет Украины. Поэтому, несмотря на экономическую блокаду, Киев продолжает закупать уголь с оккупированных территорий Донбасса и поставлять туда энергоресурсы. Так, по данным Минэнергетики, на конец апреля 2016-го Украина поставила на оккупированные территории электроэнергии на 21 млрд гривен.

Как подчеркивает политический аналитик Мария Золкина, торговля и финансовая поддержка - сегодня единственный действенный механизм влияния Украины на оккупированные территории. "Можно было бы продолжать выплаты не просто тем предприятиям, которые перерегистрировались на территории, подконтрольной Украине, но именно тем из них, которые имеют стратегическое значение". Однако восстанавливать полноценную торговлю, на ее взгляд, в нынешней ситуации не выгодно, поскольку Украина потеряет единственный доступный ей сегодня рычаг воздействия на Россию и "ЛДНР" в переговорах.

По поводу торговли Украины с "ЛДНР" эксперты также отмечают, что она может стать шагом к легализации организаций на неподконтрольной территории. Ведь в случае возобновления торговли необходимо будет сотрудничать с ними в целях обеспечения безопасности. "Мы можем говорить о том, что это может быть одним из шагов легализации тех организаций, которые существуют, потому что очевидно, что они должны быть, по крайней мере, гарантами безопасности, что эта торговля будет нормально происходить", - считает политический эксперт Агентства моделирования ситуаций Валерий Гончарук.

Какие перспективы?

В целом волонтеры и эксперты соглашаются в том, что необходимость создания госоргана, который займется оккупированными территориями, назрела уже давно. Однако пока не будет стратегического решения о том, что делать с территориями, не будет системного решения имеющихся проблем. Тем более, что вопрос оккупированных территорий охватывает компетенцию многих ведомств. Поэтому задача нового министерства скоординировать их работу.

"Министерство нужно, и необходимость в органе центральной власти, который комплексно б занимался вопросами нарушения территориальной целостности, давно назрела. Аналогичная ситуация с Крымом и решением проблем, связанных с оккупацией полуострова. Основной задачей Министерства сегодня является разработка стратегии и, соответственно, государственной политики в отношении оккупированных и неподконтрольных территорий. Это поможет скоординировать деятельность других министерств и органов власти, особенно на местах", - подчеркивает Мария Золкина.

В тоже время, не успев еще должным образом начать работу, новое министерство уже оказалось в центре скандала. Часть волонтерских организаций, занимающиеся проблемами Донбасса и переселенцев, заявили о нежелании руководства идти на контакт и отчитываться о деятельности, хотя речь идет о распределении донорской помощи. По словам волонтера Даны Яровой, министр Вадим Черныш пригласил к себе лишь некоторых – как она считает, лояльных к нему общественников.

112.ua

Причиной скептического отношения активистов к МинАТО стал и предыдущий опыт создания Госагентства по Донбассу, которое так полноценно и не заработало.

"Что известно о работе этого агентства за почти год его существования? У него до сих пор нет сайта. Из новостей о нем гуглится только дата его создания, а дальше практически тишина", - заявил глава организации "Электронная демократия" Владимир Фльонц.

Инициативы нового министерства в политикуме и обществе сегодня оценивают по-разному. Причиной тому и то, что в целом отношение к оккупированным территориям сейчас достаточно разделено. Одни выступают за то, чтобы отдать Донбасс России, другие требуют изолировать территории и жителей, третьи хотят решить мирно, четвертые вообще не определились, пятые выступают за военное решение проблемы.

Насколько эффективным будет новое министерство, пока можно лишь строить догадки. Более ясный ответ на него, пожалуй, даст лишь время, которое проявит результаты его работы. В тоже время основным препятствием для начала работы нового ведомства остается фактор времени. Ведь пока неизвестно, сколько понадобиться министерству на разработку государственной политики в отношении оккупированных территорий, а также формирование штата и бюджета.

Планируется, что МинАТО станет основным распорядителем международной помощи. Однако, насколько этот процесс будет эффективным в украинских реалиях, прогнозировать очень сложно. Важно, чтобы создание министерства не стало лишней тратой денег на орган, который будет лишь дублировать функции других ведомств и организаций, занимающихся вопросами АТО.

Антонина Сотник,

112 UA