Парламентские выборы-2014: чего ждать от украинского избирателя
Изменилась ли политическая культура украинских избирателей и партий после Майдана? Как повлияли бурные события последнего времени на мотивации избирателей и произошли ли изменения в способе формирования украинских партий? Ответы ищите в статьях «Ракурса».
Нынешние парламентские выборы, как никогда, уместны и неуместны одновременно. С одной стороны, наблюдаем предельный лимит недоверия к нынешней Верховной Раде, ее переизбрание — актуальное требование общества (об этом свидетельствуют не только соцопросы, но и прямая агрессия против народных избранников). С другой стороны, предвыборная кампания во время войны и массового переселения жителей двух густонаселенных областей никак не способствует политической активности избирателей. «Ракурс» попытался выяснить, какое влияние окажут текущие события на украинского избирателя.
Диагноз: лидеромания
Мотивации украинцев на внеочередных парламентских выборах еще не стали предметом опросов для главных социологических служб Украины. Однако, как рассказал аналитик Фонда «Демократические инициативы имени Илька Кучерива» Алексей Сидорчук, мотивации избирателей — довольно постоянная категория, которая не меняется за один год.
По его мнению, на этих выборах мотивации избирателей не изменятся до неузнаваемости по сравнению с мотивациями на прошлых парламентских и нынешних президентских выборах. Согласно опросам, тогда наиболее популярной мотивацией была близость избирателю предложений или идей кандидата, на втором месте — привлекательность личности кандидата или лидера партии. Однако социологи не склонны доверять ответам опрошенных украинцев.
«Я бы не преувеличивал значение результатов соцопросов, потому что мне кажется, что избиратели выдают желаемое за действительное. Очень мало из них действительно читали программы партий или кандидатов, за которых они собирались голосовать. Люди часто оправдывают свой выбор тем, что якобы поддерживают предложения и идеи кандидатов на выборах», — говорит А. Сидорчук.
По мнению эксперта, ориентация на лидера сохранилась в украинском обществе, что подтверждают электоральные рейтинги партий на этих парламентских выборах. «Мы опять видим, что партии, которые сейчас лидируют и имеют наибольшую популярность среди населения, — это партии, построенные вокруг лидеров. Это свидетельствует о том, что такая ориентация сохранилась», — считает аналитик.
С диагнозом украинского избирателя — лидеромания — соглашается известный украинский политолог Владимир Фесенко.
По его мнению, голосование «за лидера» на сегодняшний день остается одним из главных мотивов украинских избирателей. «Большинство избирателей воспринимают политику через лидера. Для избирателя лидер олицетворяет квазиидеологические особенности украинских партий, ему легче выбирать, когда он голосует за лидера», — говорит В. Фесенко. Однако, как отмечает эксперт, за лидера голосуют не только потому, что он им нравится или не нравится как человек, но и потому, что лидер олицетворяет для избирателя тип политики (радикальная или умеренная).
По словам В. Фесенко, украинцы склонны голосовать за умеренные политические силы, а также отдают предпочтение так называемым проходным партиям.
«Украинские избиратели в основном голосуют за партии, способные реализовать свою политику, отказываясь голосовать за маргинальные партии. Это нормально, потому что люди оценивают опыт и стиль политики», — считает политолог.Противоположного мнения придерживается политконсультант из Berta Communications Сергей Носенко, который тоже признает, чтов Украине избиратели очень часто учитывают социологические опросы и рейтинги.
«Люди отказывают себе в голосовании за молодые и малоизвестные политические силы, которым однако доверяют, думая: «Я не буду голосовать за них, потому что они все равно не пройдут». Даже среди людей из моего круга общения такое часто можно услышать.
И таких людей может набраться достаточно много, даже на необходимые 5%, чтобы партия прошла в Раду. Поэтому я советовал бы всем голосовать не по рейтингам, а сердцем, как бы банально это ни звучало», — говорит С. Носенко.
Голосование сердцем и циничные расчеты
Прагматизм и склонность к расчетам украинцы обнаруживают лишь при принятии окончательного решения о том, кому отдать свой голос. Популярную в политологии экономическую теорию выборов, в которой они являются разновидностью рыночных отношений, кандидат — товаром, избиратель — потребителем, а голос — деньгами, украинские избиратели пока что понимали слишком буквально.
Как известно, в Украине на каждых выборах находится довольно много избирателей, предпочитающих мгновенную конвертацию своего голоса в экономическую выгоду «здесь и сейчас» и продающих свои голоса в обмен на пищевые пайки или благотворительную помощь.
«На Западе избиратели рациональны, главной их мотивацией является возможность получить выгоду от обмена своего голоса. С этой точки зрения определяющее значение имеет оценка своего положения (прежде всего материального) на конец каденции правящих политических сил. Все просто: если это положение удовлетворяет избирателя, он готов и дальше поддерживать действующую власть, если нет — голосует за ее конкурентов», — объясняет кандидат политических наук, доцент кафедры политологии философского факультета Львовского национального университета им. И. Франко Юрий Шведа.
Тогда как украинский избиратель, по его словам, голосует скорее не разумом, а сердцем.
«Украинские избиратели больше подвержены влиянию эмоций, внушению, чем рационально-взвешенному выбору, что, конечно, умело используют политтехнологи, разыгрывая те или иные эмоционально окрашенные проблемы вместо рациональной общественной дискуссии об имеющихся социально-экономических проблемах», — уверен Ю. Шведа.
Политолог В. Фесенко также признает, что в Украине экономические интересы не являются определяющими для избирателей, и считает куда более сильным этнокультурный фактор. По мнению эксперта, экономические интересы срабатывают как фактор для избирателя только в обществе, где есть ощутимое классовое расслоение, различные социальные слои. Статистика по уровню жизни в Украине может помочь понять, почему этот фактор не актуален для украинского избирателя.
(Напомним, по данным Института демографии и социальных исследований НАНУ по состоянию на ноябрь прошлого года, около 40–50% населения Украины имели неопределенный социальный статус, 10% жили за чертой бедности, а еще около 12–15% были теми, кто сделал небольшой шаг за эту черту. По мнению исследователей, только около 20% населения Украины могло стать основой для формирования среднего класса.)
Выборы во время войны
Склонность украинцев полагаться в выборе кандидатов на эмоции и доверять харизматичному лидеру во время нынешней предвыборной кампании имеет все шансы только усилиться, поскольку эмоции во время войны зашкаливают. К тому же, на этих парламентских выборах у украинцев значительно меньше времени для ориентации на местности.
«Сейчас идет война, поэтому в обществе наблюдается существенная радикализация. Всегда во время конфликта радикалы имеют преимущество над людьми, мыслящими системно, в перспективе, рационально. В условиях войны рацио выключается.
Больший вес приобретают откровенно радикальные черно-белые решения и предложения», — считает известный украинский политик Олег Рыбачук, который теперь занимается общественной деятельностью (основал и возглавил платформу общественных инициатив «Центр UA», инициировавший кампанию «Новый гражданин» и общественное движение «Честно»).
Боевые действия на востоке Украины повлияют и на явку избирателей, не говоря уже о том, что в районах Донбасса, не контролируемых украинскими властями, выборы в Верховную Раду, скорее всего, вообще не состоятся. Низкая явка касается как тех, кто выехал из восточных областей, так и тех, кто остался. Несмотря на то, что ЦИК максимально упростил участие в выборах переселенцам, большинству из них сейчас не до выборов и анализа прошлого кандидатов или программ партий.
Кроме того, эксперты неоднократно отмечали, что избиратель на востоке не видит своих кандидатов. «Когда исчезла Партия регионов, вытоптавшая там всех возможных конкурентов (другие проекты на востоке Украины просто не пускали), то под ее руинами новое пока не родилось. Восток вообще не видит своих победных кандидатов», — считает О. Рыбачук.
То, что украинский избиратель на парламентских выборах как никогда растерян, подтверждает и доцент кафедры политологии Харьковского национального университета имени В. Каразина Татьяна Панченко. «Большинство рядовых граждан не знают, кому отдать предпочтение. Очевидно, большинство избирателей будут принимать решение в последние дни и часы накануне голосования под влиянием различных факторов: эмоций, авторитетных мнений, последних событий в стране.
Особую растерянность чувствует население областей, граничащих с зоной АТО, которое напугано возможностью обострения ситуации в своем регионе. Последние «ленинопады» обострили страх и растерянность. Однако, мне кажется, бойкота выборов здесь не будет.
Поддержку здесь получат те политические силы, которые будут способны в последние дни убедить или по крайней мере дать надежду, что именно они являются гарантами мира и безопасности», — говорит Т. Панченко, которая специализируется на политической регионалистике.
Новые лица, новые избиратели
Ситуацию в таких условиях может спасти разве что молодежь, которая обычно не отличалась в Украине высокой активностью на выборах. Однако на этих эксперты прогнозируют высокую явку молодых избирателей. «Активность молодых избирателей будет большей, потому что требования изменения системы были именно требованиями молодежи, в первую очередь.
Будущее всегда выбирает молодежь, и если в стране молодежь отдает возможность политического выбора людям, которые уже прожили жизнь и достигли пенсионного возраста, то у страны серьезные проблемы», — отмечает О. Рыбачук.
Тенденцией этих выборов является ощутимый запрос избирателей на новые лица среди политиков. Представляется, что коэффициент полезного действия этих выборов будет произведением от умножения количества избирателей с рациональным подходом (независимо от возраста) на политиков нового типа. Сколько их и повлияли ли они на политическую культуру украинских партий, читайте в следующей статье.