Руслан Кермач: Мы не знаем, насколько власть готова пилить сук, на котором сидит
Михеил Саакашвили является не самой приемлемой кандидатурой на пост премьер-министра для президента Порошенко, отмечает аналитик Фонда «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива Руслан Кермач. По его словам, это связано с риторикой и амбициями экс-президента Грузии. Сегодня наиболее приемлемым премьер-министром для президента Порошенко является Арсений Яценюк. Это, отмечает Кермач, связано с тем, что без рейтинга, доверия и поддержки Яценюк зависит от президентской силы в парламенте. Также единым фронтом Порошенко и Яценюк будут выступать в попытках оттягивания внеочередных парламентских выборов. Об этом, миссии Саакашвили в Украине и протестах Запада против назначения Гройсмана премьером в интервью FaceNews рассказал Руслан Кермач.
Руслан Кермач |
Если бы сейчас прошли парламентские выборы, в новом созыве оказались бы «Свобода» и «Укроп»
В общем заявлении Петра Порошенко, Арсения Яценюка и Владимира Гройсмана сказано: «Нам удалось установить наступление агрессора». Как оцениваете эти слова и заявление в целом?
Мне кажется, это заявление во многом отражает шаткость позиций нынешних политических элит. После визита вице-президента США, я думаю, Вашингтон неоднозначно просигнализировал, что они заинтересованы в сохранении баланса сил, который есть на сегодняшний момент, когда премьером остается Яценюк, сохраняется сегодняшняя Рада, не проводятся досрочные выборы. Конечно же, у Запада и у президента Порошенко есть весомые основания и заинтересованность сохранить позиции, определенные мотивы. Это продиктовано отсутствием уверенности в том, что переизбранная Рада улучшит их позиции.
Прошедшие местные выборы могут быть своеобразным индикатором сегодняшних настроений, они явно показывают, что усиливаются позиции той же «Батькивщины». Если бы сейчас прошли парламентские выборы, то, вероятнее всего, в новом созыве оказалась бы «Свобода», довольно радикальная партия «Укроп», также очевидно, что «Оппозиционный блок» расширил бы свое представительство. Эти факторы комплексно дают основания говорить, что новая Верховная Рада может оказаться куда более непредсказуемлй, зыбкой и шаткой, чем нынешняя.
Сегодня, так или иначе, коалиция, трещит по швам. Например, «Батькивщина», хоть формально и не вышла из коалиции, играет роль оппозиционной силы. Сейчас обороты критики в отношении премьера нарастают с новой силой. То есть, ситуация накаляется, и заявление трех является попыткой каким-то образом показать единство, консолидацию, которой, на самом деле, сегодня уже нет. Существует серьезное несоответствие между реальными потенциалами политического веса разных партий. Например, «Батькивщина» усилилась, фактически, как показывают результаты, стала партией №2. Если судить по результатам выборов в областные советы разных регионов, она стабильно выходит на вторую позицию. Я думаю, во многом политсила капитализировали свой рейтинг на счет упавшего рейтинга «Народного фронта», у них смежный электорат.
В свете всего этого появилась критическая масса политических сил, которым не выгоден нынешний статус-кво. Они видят, что у премьера абсолютно нет рейтинга, что досрочные выборы, очевидно, приведут к тому, что «Народный Фронт» утратит свое представительство в парламенте, так же и Яценюк окажется на задворках политики. Я не исключаю, что со временем «Народный фронт» может восстановиться. Например, мы видели, как это произошло с «Батькивщиной», которая на прошлых парламентских выборах еле-еле набрала чуть больше 5%, сегодня у них наименьшая фракция. Однако, если досрочные выборы состояться, у них есть потенциал существенно расширить свое представительство. Конечно, можно предположить, что «Народный фронт» со временем нарастит мускулы, но в свете сегодняшних позиций Яценюка и рейтинга этой партии, то есть, они окажутся выброшенными из политики, выброшенными из нового парламента и так далее.
Очевидно, что премьер абсолютно не заинтересован в каких-то возможных подвижках, ротациях, перевыборах. Максимум, на что он может пойти, мне кажется, это на ротации некоторых министерских кресел. Я думаю, что, может быть, по квоте будет расширено представительство «Батькивщины» или других сил, набравших вес, но, конечно, перевыборы не в интересах Яценюка. Также выборы и не в интересах президента, он заинтересован иметь максимально лояльного к себе премьера.
Непонятно, на что рассчитывает Саакашвили в Украине
Многие отмечают, что Михеил Саакашвили хочет занять кресло премьера.
Я думаю, что Саакашвили в свете риторики, которая звучит, и его колоссальных амбиций тоже не самая приемлемая кандидатура для президента. Изначальная задумка, может быть, политтехнологов президента заключалась в том, что поскольку президент не может напрямую критиковать премьера из-за необходимости демонстрации единства, нужен человек, который будет точечно указывать на слабости в политике премьера, тем самым подтачивая его поддержку. С другой стороны, может быть, это сила, которая будет стимулировать реформаторский запал премьер-министра. Саакашвили отлично справлялся с этой миссией. В первую очередь, он активно критиковал Кабмин. Основной посыл, который Саакашвили пытался все это время донести заключался в том, что Кабмин занимается профанацией реформ, тормозит их, крышует коррупцию и так далее. Мы все это слышали.
В то же время, очевидно, что в нынешней системе координат, в нынешней расстановке политических сил мне сложно понять, на что Саакашвили все-таки рассчитывает. У него нет своей политической силы, а в составе «Блока Петра Порошенко» хватает потенциальных лидеров и игроков, претендующих на кресло премьера. Вряд ли они ему уступят. Кроме того, за него вряд ли проголосует «Народный фронт». Я не вижу каких-то реальных инструментальных или юридических механизмов, заложенных в Конституции, чтобы он стал премьером в нынешнем парламенте, их просто нет. Исходя из этого, мне сложно сказать, какая роль отведена Саакашвили, насколько самостоятельной фигурой он выступает.
Из недавнего скандального видео мы видели, что президент пытался выступить своеобразным буфером, не вмешивался. Бояре, что называется, воюют, дерутся, а царь на их фоне, конечно, выглядит куда более вменяемым, сдержанным политиком. Это тоже от части политтехнология.
Губернаторская должность для Саакашвили – лишь площадка для раскрутки
Саакашвили не скупится на громкие слова или обвинения в сторону политиков и чиновников. Складывается впечатление, что ему можно очень многое. Почему у Саакашвили такая вседозволенность?
Хороший вопрос. Когда задумываешься о Саакашвили, невольно начинаешь думать о его должности губернатора области и пытаешься сопоставить медиа-активность этого губернатора с медиа-активностью любого другого губернатора области. Может быть, в какой-то период времени приближался Игорь Валериевич Коломойский, когда он возглавлял Днепропетровскую область. Не знаю, насколько хватит его этого запала и готовности общества все это принимать, но очевидно, что он человек очень амбициозный и запросы у него довольно высокие, явно выше губернаторской должности. Для него это, судя по всему, лишь площадка для раскрутки к постижению более высоких целей.
Единственное, мне кажется странным в данной ситуации, что Саакашвили пока временит и не пытается создать свой политический проект. Все-таки сейчас он находится на пике своей популярности и долго удерживаться на таких пиковых позициях сложно. Возможно, то, что он этого не делает, свидетельствует о том, что есть определенные договоренности с президентом о том, какую роль он будет играть и есть границы его, казалось бы, вседозволенности. Иначе, как политик, преследующий амбициозные цели типа стать премьером и так далее, он бы, мне кажется, все-таки создал такую платформу. Я думаю, нашлись бы инвесторы. Но, тем не менее, он этого не делает. Саакашвили пока, условно говоря, находится под зонтиком «БПП» такого осторожного критика системы, но, видите, президента он не критикует. Посмотрим, как оно будет дальше развиваться.
При этом, Саакашвили не вошел в «Блок Петра Порошенко» и не возглавил его в Одесской области.
Это тоже правда, что он тут довольно осторожно играл роль. Все-таки президент пока еще не растерял свой рейтинг. Местные выборы показали, что он удерживается. Эта ситуация очень отличается от того, что было во времена оранжевой коалиции, оранжевой команды при Ющенко и Тимошенко после революции 2004 года, когда стремительно падал рейтинг именно президента. Мы помним, что Юлия Тимошенко, наоборот, стала топовым политиком, она удержала свой рейтинг и сумела построить коммуникацию таким образом, что виновником провала всех реформ и всего остального был Ющенко, хотя конституционно Виктор Ющенко уже утратит свои полномочия. Сегодня мы увидели, что все-таки общество постепенно начинает понимать логику конституционного устройства парламентско-президентской системы, где экономический блок вопросов, все самое резонансное и острое, то есть, жилищно-коммунальные услуги, тарифы, регулируются премьером, и президент здесь удерживает хорошие позиции в то время, как премьер стремительно упал. То есть, диаметрально противоположная ситуация с той, что была тогда, в 2004 году.
Президенту выгоден сегодняшний Яценюк без рейтинга, без доверия, без поддержки
Вероятно, рейтинг Петра Порошенко падает в то время, как популярность Михаила Саакашвили растет. Саакашвили может стать конкурентом Порошенко не только в симпатиях украинцев, но и, возможно, в будущей гонке за президентское кресло. Как президенту стоит действовать в отношении своего амбициозного заграничного друга?
Нам, конечно, сложно оценивать, поскольку мы не владеем всей информацией, всеми фактами, но все-таки, мне кажется, пока что президент вряд ли высоко оценивает риски и смотрит на перспективу президентских выборов. Сейчас, я думаю, их более волнуют тактические проблемы сохранение нынешнего баланса, может быть, сохранение премьерства Яценюка, ведь, как не крути, президенту выгоден сегодняшний Яценюк, ставший абсолютно зависимой от воли пропрезидентской политической силы в парламенте, можно сказать, от воли президента и его готовности сохранять нынешний баланс сил. Исходя из этого, президенту выгоден сегодняшний Яценюк без рейтинга, без доверия, без поддержки.
Что касается Саакашвили, то я не исключаю возможности его участия в президентских выборах. Однако это довольно долгосрочная стратегия, и я не знаю, насколько хватит запала Саакашвили и его способности накачивать свой рейтинг, от части, публичными, порой даже эпатажными заявлениями. С одной стороны, общество поддерживает эту динамику, критику Яценюка, но я думаю, что во многом эта поддержка основывается на условиях сегодняшней схватки, бинарного противостояния, которое, в частности, выстраивают и медиа – Яценюк против Саакашвили. Очевидно, что на фоне безрейтингового Яценюка все поддержат Саакашвили, он фаворит. С другой стороны, если мы представим, что Яценюк все-таки утратит пост премьера, я думаю, это неминуемо, то спрос с Саакавшиви будет значительно выше, к нему повысятся запросы, в частности, более пристально будут оцениваться успешность его деятельности в качестве губернатора Одесской области. Мы же видим, что за всем этим пиаром и антикоррупционной риторикой существенных прорывов пока не наблюдается. И рейтинги, и динамика доверия, как и все в украинской политике, очень зыбкие.
Наш Фонд «Демократические инициативы» регулярно проводит замеры доверия политикам. Мы видим, что в достаточно краткосрочной перспективе, буквально за полгода, новоизбранные президенты, премьеры утрачивают этот высокий рейтинг доверия, и баланс доверия-недоверия уже оказывается не в их пользу. Не знаю, конечно, как это будет с Саакашвили. В сегодняшней ситуации, скажем там, да, он на коне, но будет ли это так дальше и сможет ли он сохранить такие позиции – мне сложно сказать, как это будет. Я думаю, что президент и его окружение должны, в принципе, просчитывать такие риски, но вряд ли они стоят у них в сегодняшней повестке.
Мы пытаемся строить какие-то партии, а в итоге получается, как не крути, КПСС
Во время местных выборов к политсиле президента было немало претензий, например, подкуп и присутствие в списках экс-«регионалов». По Вашему мнению, «Блок Петра Порошенко» приживется в нашей политике или развалится?
Вспоминаются слова покойного бывшего премьер-министра России, что мы пытаемся строить какие-то партии, а в итоге получается, как не крути, КПСС. Исторически у нас в разные периоды рейтинговые политики создавали какую-то партию. Эта партия была всепоглощающей, как магнит притягивала к себе потенциальных других рейтинговых кандидатов, которых используют как такой зонтик. Сначала – «Наша Украина», потом – «Партия Регионов». Теперь «БПП» заняла эту нишу, поглощая вокруг себя силы и довольно разношерстных политиков, у которых нет какого-то единства, какой-то общей идеологической платформы. В этом, конечно же, слабость политических партий.
Если мы посмотрим на динамику развития политических партий и сил в Украине, увидим, что партии без какой-то идеологической платформы, без какого-то ядра – это партии проходящие. Эти партии существуют и накачивают свой рейтинг исключительно за счет рейтинга своего лидера, то ли это будет Юлия Тимошенко, то ли в какой-то период был Янукович, толи это Петр Порошенко и так далее. В тоже время, есть, например, такие партии как «Свобода» с четким идеологическим позиционированием. Мы видим, как «Свобода» довольно стабильно, устойчиво удерживается на плаву долгое время.
В конфликте с премьером президент пытается удержать ситуацию, как она есть
Однако не факт, что «БПП» сможет накачивать рейтинг от Петра Порошенко, ведь кроме обоснованной критики, его также сравнивают с экс-президентами. Сначала Порошенко сравнивали с Виктором Януковичем, например, активно об это говорит Олег Ляшко. Сейчас же, учитывая непростые отношения с премьером и Кабмином, ситуация, скорее, напоминает время президентства Виктора Ющенко и премьерства Юлии Тимошенко. Уместно ли, по Вашему мнению, сравнивать эти ситуации или это совсем другая схема?
Мне все-таки кажется, что схема другая. Явного конфликта между президентом и премьером, а это было системной особенностью периода конфликтов внутри оранжевой коалиции, сегодня в стане премьера и президента, по крайней мере, в публичной плоскости, нет. Очевидно, что есть противоречия, но если оценивать предыдущие периоды, когда позиции Яценюка были крепче, такой конфликтогенности в их отношениях было больше. Сегодня же ситуация другая, мы видим, президент и премьер делают совместные заявления. Президент в этом конфликте, мне кажется, пытается удержать ситуацию, как она есть, и какую-то поддержку, пускай неформальную, оказывает нынешнему премьеру. Исходя из этого, я бы не стал сравнивать ту конфигурацию конфликта с нынешней.
То, что Вы спросили относительно радикальной критики в отношении президента, которая была ранее. Это действительно интересный момент. Можно сказать, что, от части, внимание общества переключилось на конфликт Саакашвили и Яценюка, на коррупционные скандалы вокруг Кабинета министров, например, «дело Мартыненко». Все это, конечно, играет на руку в это сложное время. Никто не говорит о его липецкой фабрике, о которой еще недавно все кричали, никто не говорит, что Порошенко - это второй Янукович, он сдает Украину. Все переключились на Яценюка. В нынешней ситуации социального напряжения и достаточно высокого недоверия к власти, которые демонстрирует общество, наверное, наилучшая ситуация, когда о тебе говорят как можно меньше. Это гораздо лучше, чем если ты находишься в поле внимания. В этом плане президенту выгодна нынешняя ситуация.
Еще летом, особенно накануне местных выборов, очень четко прослеживалось деление. У некоторых была условно-умеренная позиция, например, «Оппозиционный блок», «Батькивщина», которая несмотря на нахождение в коалиции тоже играла роль оппозиции. Также оформилось более радикальное крыло оппозиции, пытавшееся продать электорату, избирателям месседж «зради» по всем фронтам, месседж того, что ничего не изменилось и что перед нами в лице президента Порошенко – второй Янукович. Они активно культивировали этот месседж. «Правый сектор» пытался все вывести на уровень третьего Майдана. Однако все попытки раскручивания этой спирали второй революции, как мы видим, провалились.
Вы думаете, у попыток спровоцировать новый Майдан нет будущего?
Важно различать структурный компонент, это, например, социально-экономическая ситуация, общая степень социального напряжения, неудовлетворенности людей, недоверие. Все это в той или иной степени присутствует, но предсказать момент сложно. Кто мог предсказать Евромайдан? Мало кто. Помимо структурных предпосылок, есть какие-то абсолютно непредсказуемые ситуации или взрывные информационные поводы, как избиение студентов на Майдане. Это была вспышка, то, что в определенной степени накапливалось в обществе. И тут предсказать очень сложно что-то. Видео с Совета реформ, как мы видим, к сожалению, не привело к такой вспышке. Завтра может возникнуть какой-то скандал или публичная акция неповиновения, что привлечет внимание и будет иметь взрывной эффект. И предсказать, когда это случится, кто будет за этим стоять, крайне сложно.
Запад не заинтересован в том, чтобы Украина оказалось в очередном витке политической турбулентности
Одним из вариантов снятия напряжения в обществе могут стать внеочередные парламентские выборы. Когда будут ли перевыборы в парламент? Будут ли президент с премьером их оттягивать?
Я думаю, максимально, насколько это возможно. Заявление трех было направлено именно на это – показать единство. На самом деле, появление таких заявлений является явным свидетельством отсутствия уверенности монолита, того, что напряжение внутри элит растет колоссально. Но, я думаю, что они будут максимально оттягивать выборы, потому что соответствующие посылы, в частности, дал Запад. Запад не заинтересован в том, чтобы Украина оказалось в очередном витке политической турбулентности без какой либо прогнозируемости того, что новая ситуация, новая конфигурация будет лучше.
Кроме того, есть такой фактор как МВФ, тоже требующий конкретных решений, налогового кодекса, принятия бюджета. Им нужна слаженная, стабильная работа системы. Запад весьма прагматично смотрит на эту ситуацию – лучше сохранить стабильное существующее, пусть и шаткое, но то, что есть сегодня, чем отправляться в какую-то пучину неизвестности. Я думаю, от части, у президента придерживаются той же позиции. О премьере я уже говорил, там и говорить не о чем – ему деваться некуда, его только такая конфигурация и удерживает в политике, во власти. Исходя из этого, я думаю, они максимально будут оттягивать выборы.
Возвращаясь к тем непредсказуемым факторам, о которых я говорил, возможно, видео хоть и приобрело некоторый резонанс, но это была абсолютно непредсказуемая, никем не ожидаемая ситуация. Случись ситуация более острая какого-то откровенного хамства премьер-министра и так далее, то не исключено, что президенту во имя сохранения своего рейтинга и позиций ничего другого не будет оставаться как пойти на какие-то радикальные действия. Этого исключать нельзя.
Однако в тоже время мы видим, насколько наши политики отличаются от западных и в том плане, что столь резонансные инциденты, как проявление абсолютно неэтического, хамского отношения к друг другу между двумя чиновниками очень высокого ранга на Западе, по крайней мере, полетели бы какие-то головы, были бы какие-то действия. У нас это становится обыденностью. Политический скандал, где один другому бьет голову, где народный депутат может ногой ударить другого чиновника и так далее, становится рутинным явлением в нашей политике. Если посмотреть за последние несколько месяцев, то идет череда таких скандалов, и общество привыкает, свыкается.
Но это же неправильная модель.
Конечно же, это неправильно. Если мы выбрали европейский вектор развития, то должны ориентироваться на стандарты западных стран, цивилизованных стран, в частности, и нормы этики и политической культуры в отношении власти на высших должностях.
Ситуацию с Аваковым может затмить очередной скандал
После публикации видео со скандалом вокруг Арсена Авакова и Михеила Саакашвили насколько высока вероятность отставки министра внутренних дел?
Исключать этого нельзя. Я думаю, если нынешняя ситуация еще продержится в фокусе, если гражданское общество будет эту тему и дальше раскручивать, то премьеру в его нынешней ситуации, в безрейтинговости не будет оставаться ничего другого, как принести сакральную жертву. Это может быть не его решение, очевидно, что Аваков – его человек, и он бы не хотел этого, но другие силы, в частности, представители «Блока Петра Порошенко» или тот же президент, могут потребовать этого. Хотя зная о том, что порог чувствительности у наших граждан уже довольно высокий, я думаю, что, может, эту ситуацию смогут замять или ее затмит очередной скандал.
Причиной следующего скандала может стать, например, бюджет. Бюджет добьет коалицию?
Не знаю, станет ли бюджет финальной точкой, но на сегодняшний момент вместе с налоговым кодексом – это наиболее острый вопрос. Например, у Тимошенко говорят, что бюджет, который предлагает Кабмин, это наихудший бюджет, который только был. То есть, на слова критики так называемые партнеры по коалиции не скупятся. Это свидетельствует, что их намерение и желание перезагрузки парламента достигли предела. Мы видим, что все это приурочено к истечению срока иммунитета правительства.
Сложилось определенное окно возможностей, в политологии есть такое понятие, для перезагрузки. Это отсутствие рейтинга у Яценюка, череда скандалов и обвинений, в частности, коррупционное дело Мартыненко. Открылось реальное инструментальное окно для смены правительства и так далее. Что касается той же «Батькивщины», то их прицел состоит в том, что Юлия Тимошенко станет следующим премьером. Они будут максимально подтачивать, нагнетать ситуацию, раскручивать спираль критики до максимальной степени, хотя сложно сказать, насколько им это удастся.
Юлия Тимошенко может претендовать на пост Яценюка?
В нынешней конфигурации власти – вряд ли. Если рассматривать нынешнюю коалицию, то у нее минимальная фракция. При такой квоте в нынешнем парламенте рассчитывать на что-то большее, чем один-два министра, вряд ли приходится. Я думаю, если бы выборы состоялись, у нее была бы вторая фракция, скорее всего, после «БПП». И в такой конфигурации рассчитывать на пост премьера вполне практично, возможно и нужно. И она это будет делать.
Наверное, сегодня эти политические силы, понимая степень девальвированности Яценюка, будут делать все, чтобы заблокировать слаженную работу этого парламента. За бюджет, скорее всего, они голосовать не будут, что они уже говорили. Я даже не знаю, смогут ли они найти какой-то компромисс. Если у всех сторон есть желание достигать компромисса, то достигнуть его можно, а если у определенных политических силы есть конкретная мотивация, как минимум, добиться перезагрузки парламента, то компромисс найден не будет, ведь эти политсилы всегда будут против, они будут играть свою игру, направленную на то, чтобы добиться развала этой коалиции. В таком случае у президента не останется другого пути, как пойти на перевыборы. Способности власти, президента, его политической силы остановить этот процесс довольно ограничены.
Администрация президента активно лоббировала кандидатуру Гройсмана на пост Яценюка
Кто, кроме Юлии Тимошенко, может быть претендентом на пост премьера?
Сложный вопрос. Потенциально мне почему-то тут же всплыла кандидатура Юрия Луценко, но я не уверен, что он мог бы возглавить новое правительство. Насколько мне известно, Администрация президента активно лоббировала кандидатуру Гройсмана вместо Яценюка. Предлагалась такая смена, что «Народный фронт» по своей квоте получит в частности, Парубий, должность головы парламента, а должность премьера займет, образно говоря, человек из президентского окружения. Запад радикально против такой конфигурации, это очевидно и обосновано, потому что на Западе есть такое понятие как система сдержек и противовесов.
Запад считает, единственное, что может спасти Украину от опять погружения в пучину диктатуры президентской, это система противовесов, когда президент и премьер – политики не из одной команды. В этом плане им нравится нынешняя конфигурация, когда есть Яценюк, у него есть довольно большая фракция, есть президент, и они сдерживают друг друга в парламентско-президентской модели. Исходя из этого, я думаю, даже если будет обсуждаться вопрос, чтобы человека из команды президента сделать министром, Запад очень резко и жестко прореагирует на такую идею, а в нынешней ситуации что президент не решится пренебрегать мнением Запада.
Мы не знаем, насколько власть готова пилить сук, на котором сидит
То есть, Запад боится становления в Украине реальной диктатуры?
Конечно же, абсолютно. И все реформы максимально направлены на то, чтобы снизить вероятность повторения этих сценариев в части коррумпированности власти и в части этих противовесов, когда президент и премьер сдерживают друг друга и не позволяют одной фигуре подмять власть под себя и стать узурпатором.
Сколько лет, по Вашему мнению, нужно на построение антикоррупционных органов, чтобы очистить критическое большинство людей при власти?
Мне очень трудно делать какие-то прогнозы на этот счет. Ближайшее время должно показать, насколько эффективно работают органы власти. В тоже время, есть проблема нерешенной судебной реформы. Есть убеждения, что суды нужно менять полностью по принципу полиции, то есть, снять всех и набрать на какой-то прозрачной и непредвзятой конкурсной основе судей по новой. Насколько это удастся, насколько хватит политической воли, сил? Во многом эта политическая воля, мне кажется, будет диктоваться давлением заинтересованных сторон, в том числе, западных стран, которые хотят, чтобы здесь демократию смогло функционировать что-то подобное на цивилизованную. Они будут, конечно, к этому побуждать. Насколько им это удастся – это, конечно, сложно, потому что так или иначе окончательное решение за нашими представителями власти. Мы все-таки суверенное государство. Мы не знаем, как будет действовать власть, насколько она готова будет пилить тот сук, на котором сидит. Нам, в свою очередь, необходимо не сбавлять обороты и устанавливать эту высокую планку, невзирая на даже косметические реформы, которые могут приниматься, мы всегда должны ставить высокую планку и критиковать власти.
Источник: Новости Facenews - http://www.facenews.ua/articles/2015/302249/